Афганский пленник

16 августа 2021
В аэропорт Толмачево прилетел легендарный самолет, который давно мог бы служить памятником – но до сих пор трудится в небе!

Накануне очередной годовщины в своей исторической биографии на перрон аэропорта Толмачево приземлился самолет, который миллионы жителей России видели на телеэкранах. Тот самый Ил-76, ставший героем фильма «Кандагар» и почти год простоявший в афганском плену, не вышел на пенсию, а все еще трудится. В Толмачево рядом с лайнером авиакомпании «Авиакон Цитотранс» суетились более крупные и современные «Боинги» из люксембургского «Карголюкса» - но внимание было приковано именно к этой старой и обшарпанной машине.

В августе 1995 года Ил-76 и семь членов его экипажа во главе с командиром Владимиром Шарпатовым были захвачены исламскими боевиками в афганском городе Кандагар. Самолет принадлежал частной казанской авиакомпании «Аэростан» и перевозил патроны по маршруту Тирана (Албания) - Шарджа (ОАЭ) - Кабул. Груз соответствовал нормам Международной организации гражданской авиации и разрешен к авиаперевозке. И, кстати, это был не первый рейс Ил-76 в Кабул: никаких запретов или ограничений на полеты по данному воздушному коридору не поступало. Но над территорией Афганистана, на высоте около 8 тысяч метров, самолет был перехвачен истребителем МИГ-21, и принудительно посажен на аэродроме Кандагар. Боевики обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве в дела страны дела, поместив экипаж под охрану до выполнения многочисленных требований.

Летчики содержались в пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной охраной. Экипаж склоняли к работе на Талибан и постоянно угрожали казнью в соответствии с нормами шариата. Лишь через 378 дней после пленения летчики совершили побег, использовав оплошность охраны, которая допустила весь экипаж ремонтировать самолет. Пилоты и переговорщики по освобождению постепенно внушали боевикам мысль о необходимости регулярного техобслуживания Ил-76. Но для этого обычно вывозили лишь двух или трех летчиков. Пока не наступило 16 августа 1996 года – пятница. Все мусульмане посвящают этот день молитве - и на аэродром летчики приехали без обычной многочисленной охраны. Жара и раскаленный бетон аэродрома ослабили бдительность охранников. Часть из них отправилась в палатки вдоль взлетной полосы, а трое забрались внутрь самолета – не так жарко.

Мы не раз обсуждали побег, думали, кто где стоит, кто кого прикрывает, если что. Парни внизу все быстро поняли, - рассказывает второй пилот Газинур Хайруллин. - Командир сел в свое кресло, стал выруливать на взлетную полосу, тут охранники внизу зашевелились, поняли, что мы поехали. Их сначала пытались успокоить, что, мол, все нормально, расслабьтесь. Тоже повезло нам: парни не летавшие, молодые, иллюминаторов на грузовом самолете нет. Время выиграли. Но старший зашумел, на автомате затвор передернул и патрон в патронник загнал - тут уж не церемонились, оружие выбили, скрутили их всех вместе.

Кандагар.jpg (79 KB)

К счастью, перехват не удался, и тяжелый самолет смог оторваться буквально с крайней плиты ВПП. Владимир Шарпатов направил самолет в сторону иранской границы. До нее самолет летел на предельно малой высоте в 50-100 метров в режиме радиомолчания, чтобы Ил-76 не смогли запеленговать локаторы. Да и поднятый вслед МИГ-21 искал их, скорее всего, в воздухе, в сторону России, но никак не Ирана. С территории Ирана уже поднялись на безопасную высоту и через час совершили посадку в аэропорту Шарджи.