Трудно спорить, что министр обороны Сергей Шойгу – сегодня один из самых популярных политиков России. А его дружеские отношения с Владимиром Путиным – например, политики регулярно отдыхают в сибирской тайге – наделяют Шойгу еще и максимальным влиянием. Поэтому от визита министра обороны в Новосибирск, состоявшегося 5 августа 2021 года, здесь ждали многого. Тем более что у столицы Сибири накопилась критическая масса проблем, которые невозможно решить без участия ведомства Сергея Шойгу. Однако ни одной из них министр не посвятил ни слова - дав понять, что у Министерства обороны есть куда более важные идеи и планы.
В пятницу, 13 августа, пожарные в очередной раз выехали на территорию Военного городка между улицами Тополевая и Бориса Богаткова. Здесь горела свалка возле памятника архитектуры – бывшей армейской казармы, построенной в начале прошлого века. Пожар можно считать символичным: Военный городок №17 давно готовы привести в порядок и городские чиновники, и застройщики, но пока участок находится в федеральной собственности – и любой проект рисуется вилами на воде. Исторические здания заселяют бомжи, используют любители фотосессий, выбирают местом игр подростки – а совещания с представителями Министерства обороны все назначаются, переносятся и не приводят ни к какому конкретному результату.
К слову, Военный городок – не единственный проблемный объект в Новосибирске, имеющий отношение к военному ведомству. Например, в июне 2021 года на заброшенной стройке, начатой больше десяти лет назад Министерством обороны, погибла девочка. Площадка, как выяснилось, никак не охранялась, была классическим долгостроем и до трагедии пользу приносила разве что местным детям как лабиринт для игр. К слову, даже после гибели ребенка доступ к брошенным зданиям был ограничен лишь одинокой табличкой, а не забором и охраной.
Похожую картину можно наблюдать и на улице Объединения в Калининском районе Новосибирска. В середине 2015 года здесь шла ударная стройка – многоэтажки для офицеров строились так активно, что местные жители писали жалобы на шум по ночам. Но к концу года работы затихли, и уже шесть лет на площадке ничего не происходит: каркасы домов стоят брошенными и неизвестно, где сейчас те офицеры, что думали в них заехать.
Но в Новосибирске Сергей Шойгу высказал другую интересную идею – построить в Сибири 3-5 новых городов с населением по 300-500 тысяч человек, которые были бы ориентированы на разные отрасли экономики и не имели тех недостатков, что есть у мегаполисов, выросших стихийно. Ряд экспертов РАН и общественников этот проект уже поддержали – и, возможно, справедливо. Однако масштаб личности и мысли Шойгу явно обогнал мелкие и земные потребности Новосибирска.
Главный вопрос, который адресуют министру в Интернете по итогам его визита в Сибирь – что же все-таки делать с городами, которые здесь уже существуют? Разумеется, их повседневным развитием должен заниматься не Сергей Шойгу, а местные власти. Но можно ли хотя бы решить те острые вопросы, которые до сих пор существуют в Новосибирске лишь благодаря могущественной и сильной российской армии?


