Газ как топливо для машин и автобусов стремительно вытесняет привычный бензин на улицах Новосибирска. Им уже заправляют сотни машин городских такси, а также больше 300 «Мазов» и «Нефазов», выходящих на пассажирские маршруты. При этом инфраструктура АГЗС с нагрузкой явно не справляется: по вечерам у газовых заправок стоят огромные очереди.
К началу 2021 года мэрия Новосибирска активно взялась за проблему, объявив, что вместе с «Газпромом» планирует открыть в ближайшие годы 12 новых современных АГЗС. Однако летний взрыв на заправке в Октябрьском районе заставил и чиновников, и рядовых жителей другими глазами взглянуть на эту отрасль. Оказалось, что большинство газовых станций в Новосибирске, несмотря на высокий класс опасности, работают в серой или даже черной зоне – прокуроры обнаруживают на каждой из них огромное число нарушений!
Сразу после взрыва на АГЗС по Гусинобродскому шоссе, прогремевшего 14 июня 2021 года, следователи задержали директора и главного инженера станции, а Ростехнадзор провел ее оперативную проверку. Как выяснилось, заправка была зарегистрирована как объект IV класса опасности, что исключает плановые проверки и необходимость получения лицензии. Также по документам на взорвавшейся АГЗС была всего одна емкость объемом 4,9 тонны, а на деле эксплуатировались четыре. Дальше прокуроры начали контрольные путешествия по аналогичным объектам Новосибирска, Бердска и Оби – и ужаснулись.
Больше 100 нарушений было обнаружено на разных АГЗС в одном только Октябрьском районе, а, например, в Бердске – 22 лишь на одной станции. Чаще всего это эксплуатация опасных производственных объектов без лицензии, использование не зарегистрированного в Ростехнадзоре оборудования, несоблюдение требуемого минимального расстояния от резервуаров с газом до близлежащих складских и производственных зданий, слабый контроль за оборудованием или его отсутствие. В переводе на язык последствий: любая из проверенных АГЗС теоретически могла взлететь на воздух, что и произошло в июне 2021 года.
Очевидно, что требований к работе АГЗС настолько много, что на часть из них не обращают внимание ни персонал, ни клиенты станций. Например, правила Ростехнадзора прямо запрещают работу заправок во время грозы – но кто и когда останавливал из-за такого пустяка работу? Также нарушением является присутствие пассажиров в машине в ходе заправки – но разве кто-то покидает салон при въезде на станцию? Неудивительно, что начав игнорировать «мелочи», легко пренебречь и более крупными и важными требованиями закона. И учитывая число технических грехов на АГЗС, найденных с ходу после взрыва, сферу заправки газомоторным топливом в Новосибирске в ближайшие годы придется строить фактически заново. Скорее всего, эта реформа закончится доминированием «Газпрома», который уже имеет пять АГЗС в Новосибирске, по одной в Бердске и Искитиме, а планирует построить до 2025 года еще 12 и других крупных федеральных сетей – но такова будет плата за гарантии безопасности.
Пока же остается включать все возможные меры повышения дисциплины и ответственности мелких предпринимателей. Губернатор Андрей Травников поручил изучить вопрос, нужно ли оставлять АГЗС, забравшиеся внутрь жилых кварталов, а прокуроры направляют судебные иски с требованием остановить работу заправок с нарушениями. То есть хвосты вечерних очередей на АГЗС рискуют подрасти еще на пару километров.
Поделиться своим мнением о работе АГЗС в Новосибирске вы можете в нашем сообществе ВКонтакте или аккаунте Инстаграм

